Два народных артиста
Два народных артиста – Василий Лановой, уже не раз бывавший в нашем городе, и Евгений Князев, актер театра и кино, педагог, ректор Театрального института им. Б. Щукина.
Они были приглашены со спектаклем «Посвящение Еве» Эрика-Эмманюэля Шмитта. Это подарок горожанам Телефонной компании Сарова в честь своего десятилетия.
Я думала, что это не самый удачный способ общения – брать интервью перед спектаклем. Оказалось, даже интересно – предварительно узнать мнение артиста о своем персонаже, а потом уж сформировать и собственное.
– Василий Семенович, вас знают зрители как романтического капитана, стойкого офицера и даже как коварного героя-любовника – Анатоля Курагина. Кем вы будете на этот раз?
– Литератором. Нобелевским лауреатом. Я играю пожилого человека, который подводит итоги своей жизни и понимает, что в жизни можно было быть более гуманным, более человечным и менее занятым собой… А кроме того – это спектакль и об общественных переменах, которые стали трагическими для нас. Ведь как говорит сам герой: «…Моя прекрасная культура, высокая и основательная, как кафедральный собор, превратилась в хлам для старьевщика… Искусство, которое я любил, побеждено! И остается одно – забраться в какую-нибудь щель и думать о прошлом, стыдясь настоящего».
– Ваш герой – прозаик или поэт?
– Прозаик. А что, есть какая-то разница?.. Я вас умоляю. Все равно мы – одно стадо. Актеры, поэты, прозаики… Люди, которые живут вопросами нравственности.
– А культура вообще и кино, в частности, действительно, по-вашему, пришли в упадок?
Евгений Князев: – Да нет, есть же хорошие фильмы. Та же «Звезда», тот же «Остров» – что это, плохие картины? Или новый фильм – «Происшествие с домашними животными», который снимала Вера Стулова?.. Есть фильмы, над которыми можно «хоть немножко подумать», как говорят артисты…
Василий Лановой: – Но на пять таких картин – сотня сериалов вне драматургии, вне сценария…
– Василий Семенович, вы верите, что времена изменятся?
– Да, верю! Времена меняются. Хотя часто неизвестно, в какую сторону. Хорошо хоть прекратили раздеваться на сцене. Будто без этого невозможно театральное искусство…
Я верю, что мы еще вернемся к золотому фундаменту культуры, литературы. Мы с Евгением этим и занимаемся в театральном институте. Евгений Князев – ректор Щукинского института, я – заведующий кафедрой художественного слова. Моего любимого художественного слова…
– Вы верите, что еще сыграете в хороших сценариях?
– В театре-то я играю. А в кино… Вот привез два сценария для фильмов… Но читаю – и опять пукалки эти бесконечные. Мне уже в них играть неприлично, старый я для этого. Как Женя мне говорит: «Василий Семенович, вам нужно играть в хороших сценариях»… И верно, я уже 55 лет в кино и редко влезал в дерьмо по этой части.
Народному артисту удался нобелевский лауреат Абель Знорко с его неприятием журналистов и видимой далекостью от суеты мирской. Даже остров – место жизни (или смерти?) он себе выбирает северный, где нет людей и природа «не суетится».
Если герой Ланового – признанный прозаик, готовый все свое сокровенное использовать как материал для книг, то герой Князева – Эрик Ларсен – учитель музыки, человек поэтический, для которого есть вещи поистине неприкосновенные и непознаваемые. Поэтому его фигура и вызывает симпатии и даже… слезы. Абель же с его самовлюбленностью в иные моменты просто жалок. Чего стоит эта выспренняя фраза: «Я не перерисовываю жизнь, я – творю!»
И пусть спектакль не выглядит в привычном смысле слова юбилейным, но, бесспорно, это драгоценный подарок для нас, зрителей…
И. Егорова